Детский тайм-менеджмент - Как научить ребенка все успевать

Детский тайм-менеджмент - Как научить ребенка все успевать

Большинство сегодняшних школьников испытывают большие нагрузки: помимо учебы многие занимаются с репетиторами, ходят в спортивные секции, посещают тематические кружки.

Интересно, что при этом одни успевают очень многое и часто находят время для других занятий и интересов. Другие же, наоборот, после школы предоставлены сами себе и зачастую бесцельно проводят время, не успевая сделать уроки до самого вечера.

Ответ прост: рабочий день первых расписан по часам, а то и по минутам.

Если ребенок знает, что в два часа тридцать минут у него тренировка Айкидо, в пять – занятия по английскому, а в десять вечера в спальне выключат свет, то терять время ему просто некогда. Вторые же не имеют четкого плана, никуда не спешат, и… ничего не успевают. Куда же уходит время и как решить эту проблему? Нужно победить похитителей времени.

Похититель времени №1: «Слишком долго делаем уроки».

Открыл учебник, достал тетрадь, захотел пить, погладил кошку, отвлекся на сообщение в телефоне, потом началась передача по телевизору. Знакомо? Очень! Отведите ребенку не более двух или трех часов на выполнение домашнего задания. Договоритесь, что он должен закончить уроки, например, к 18 часам и обязательно его проконтролируйте. Если получилось – наградите. Если нет – «накажите», урезав в следующий раз время на 15 минут. Поступайте так в течение месяца, пока приготовление уроков вовремя не войдет в привычку.
Другой вариант – не для слабонервных родителей, но его стоит попробовать: если ребенок не успевает сделать уроки, оставьте выполнение задания до утра. Да, его придется разбудить пораньше, но на свежую голову дело пойдет быстрее, к тому же дополнительным стимулом не терять время послужит то, что в школу опаздывать нельзя и придется все сделать вовремя.

Похититель времени №2: «Интернет и социальные сети».

Без новых технологий наши дети уже не смогут существовать никогда, поэтому лишать их права пользоваться ими – просто бессмысленно. Однако необходимо ограничить время на это занятие, иначе оно способно поглотить тысячи драгоценных часов и минут. Разрешите ребенку писать личные сообщения лишь тем людям (два-три человека), с которыми у него нет возможности поговорить лично. Проверьте его новостную ленту и уберите все, что не дает ему ничего полезного и никак его не развивает. Удалите аккаунты в большинстве социальных сетей, оставив только один – тот, без которого он «не сможет жить».

Похититель времени №3: «Отсутствие плана на день».

Возможно, сначала в это трудно поверить, но план на день, в котором записаны все важные дела, даст вашему ребенку больше свободного времени на занятия, которые ему интересны. Попробуйте использовать технологию канадского писателя Брайна Трейси «Думай на бумаге». Вместе с ребенком сформулируйте задачи на предстоящий день, записав их в виде плана. Делая это письменно, вы придаете своим мыслям материальность. Незафиксированные цели обладают неопределенностью и приводят к путанице, и наоборот, упорядоченность действий, четкий план ведут к их выполнению и предотвращают потерю времени. Поступайте так в течение месяца, и вы заметите, что достижения вашего ребенка будут значительно отличаться от тех, кто склонен держать свои намерения в памяти.

Похититель времени №4: «Ожидание…».

Вспомните знаменитого Ждуна. Его поза, унылый вид и обреченность нагоняют тоску и сожаление по поводу утраченного времени, которое мы оставляем в пробках, очередях и просто в ожидании какого-то события или человека. Чтобы не превратиться в подобное существо, постарайтесь заполнить время ожидания полезными мелочами. Закачайте на флешку аудиокниги и слушайте их вместе с ребенком в дороге. Сидя в очереди в поликлинике, решайте задачки, заданные на дом, или выучите стихотворение. Спланируйте вместе с ним дела на выходные, решите, куда сходить и чем заняться.

Похититель времени №5: «Так легко отвлечься».

Дети очень легко отвлекаются от важного, уделяя внимание посторонним. В результате теряется рабочий ритм, уходят мысли, и на работу тратится много времени. Чтобы этого не происходило, нужно постараться создать ребенку благоприятные и комфортные условия для работы. Это должен быть укромный уголок, где не работает телевизор, не мешают посторонние, не отвлекают телефон и интернет. Очень хорошо, если у ребенка есть собственное рабочее место. Ведь за письменным столом или партой ребенок лучше концентрируется на задаче, мыслит быстрее и работает продуктивнее. Отведите ребенку конкретное время на выполнение задания и включите таймер. Это поможет ему реально прочувствовать, как быстро бежит время, и вызовет желание не терять его. Чтобы избежать переутомления, устраивайте ребенку перерывы после каждых сорока пяти минут занятий – физиологического периода времени, в течение которого он способен работать продуктивно.

О кружках и секциях.

Сколько времени можно посвятить кружкам и секциям? Здесь нет стандартов. У каждого ребенка различный характер, темперамент и успеваемость. Решающую роль в этом вопросе играет время выполнения им домашнего задания. Например, в среднем ученик 1-4 классов посвящает домашней работе до трех часов, в то время как у старшеклассников на это уходят и все пять часов. Поэтому, предлагая ребенку какие-либо дополнительные занятия, не забывайте учитывать объем школьной нагрузки. Помимо секции и уроков должен оставаться час в день, когда ребенок будет предоставлен сам себе, чтобы научиться себя занимать и думать о том, чего он хочет.
Попробуйте применять эти советы на практике в течение месяца, и вы увидите, как они работают. Жизнь вашего ребенка станет более упорядоченной, он будет больше успевать, а главное – у него появится замечательный навык управления временем, который будет ему так нужен во всей его долгой, заполненной делами и обязанностями жизни.